Бензины — легкоиспаряющиеся горючие жидкости. В них содержится по массе около 85% углерода, 15% водорода и незначительное количество кислорода, азота и серы. Плотность бензина 0,712—0,742 г/см², теплота сгорания [Количество теплоты, которое выделяется при сгорании объемной или массовой единицы топлива] в среднем 32000 МДж/м³ (44 МДж/кг).

Важнейшими свойствами бензинов являются фракционный состав, антидетонационные, карбюрационные, антикоррозионные свойства, а также стабильность и загрязненность.

Детонационная стойкость характеризует способность бензина нормально сгорать в цилиндрах двигателя автомобиля без возникновения детонации. Детонационную стойкость бензина оценивают октановым числом, определяемым по моторному или исследовательскому методу. Для повышения детонационной стойкости к ним добавляют антидетонационные присадки, например тетраэтилсвинец, применяемый в виде этиловой жидкости. Бензины, содержащие присадку тетраэтилсвинца (этилированные бензины), ядовиты, поэтому для отличия от неэтилированных их окрашивают в яркие цвета.

Фракционный состав . Он позволяет судить об испаряемости бензина - свойстве, определяющем качество горючей смеси. Фракционный состав устанавливает зависимость между объемом бензина в процентах от общего объема и температурой, при которой этот объем перегоняется. Установлено, что 10% бензина летнего вида должно выкипать до 70°С, а зимнего до 50°С (условие, обеспечивающее надежный пуск непрогретого двигателя), 50% — при нагреве соответственно 180 и 160°С (это необходимо для быстрого прогрева двигателя при бесперебойной его работе до выхода на нормальный тепловой режим). Полностью выкипание бензина должно завершаться при температуре 195—205°С (летние виды) и 184 — 195°С (зимние виды)

Наличие тяжелых, не выкипающих при этих температурах фракций приводит к смыванию моторного масла со стенок цилиндров, к его разжижению и к увеличению износа двигателя

Давление насыщенных паров (Давление паров над жидкостью, находящейся в сосуде). Это давление указывает на наличие в составе бензина легкоиспаряющихся фракций и характеризует его пусковые свойства. Давление насыщенных паров бензина должно быть не выше 667 гПа для бензинов летнего вида и находиться в пределах 667—933 гПа для бензинов зимнего вида. При более низком давлении будет затруднен пуск холодного двигателя зимой, при более высоком — возможно образование паровых пробок в системе питания летом.

Карбюрационные свойства характеризуют способность бензина обеспечивать легкий пуск, полноту испарения и сгорания топлива.

Антикоррозионные свойства характеризуют степень коррозионного действия бензина на детали топливной системы и на износ двигателя.

Стабильность бензина (химическая) характеризует его склонность к осмолению при длительном хранении, а также к образованию смолистых отложений во впускном тракте двигателя и нагара в камерах сгорания. Фактическая стабильность бензина характеризуется содержанием легких фракций, улетучивающихся при хранении.

Загрязненность бензина механическими примесями или водой не допускается, так как может вызвать засорение, а в зимнее время года и замерзание топливной системы.

Бензины подразделяют на летний и зимний, за исключением АИ-95 и АИ-98, которые являются всесезонными.