Свечи зажигания работают в двигателе в крайне тяжелых условиях. Они подвергается действию тепловых нагрузок, изменяющихся в широких пределах (от 40 до 2500°С), высокого давления газов (до 40 МПа), высокого напряжения (до 25кВ),. Наиболее ответственной деталью свечи является изолятор, который должен обладать значительной электрической и механической прочностью при высоких температурах. При изготовлении изоляторов свечей зажигания применяют керамические материалы с высоким содержанием окиси алюминия: борокорунд, уралит, синоксаль и др. Для улучшения изоляционных свойств изоляторы покрывают глазурью.

Для предохранения от коррозии стальной корпус свечи подвергают воронению или цинкованию.

Центральный электрод свечей зажигания обычно имеет круглое сечение, а боковой -- прямоугольное с закругленными углами. Центральный электрод подвергается действию более высоких температур, нежели боковой, поэтому его изготавливают из высокохромистых сплавов, а боковой -- из никель-марганцевых. Искровой зазор между электродами в зависимости от характеристик сиcтемы зажигания может изменяться в пределах 0,5-1,0 мм.

Для бесперебойной работы свечи нижний (тепловой) конус изолятора должен иметь температуру впределах 500-600°С. При температуре теплового конуса ниже указанного значения масло не будет сгорать полностью, образуя слой нагара. В результате свеча начнет работать с перебоями, так как через нагар возникнет утечка тока высокого напряжения и потребуется частая чистка.

При слишком слишком высокой температуре изолятора и центрального электрода (более 800°С) возникает калильное зажигание , когда рабочая смесь воспламеняется от соприкосновения с раскаленным концом изолятора и центральным электродом. В результате происходит слишком раннее, без подачи напряжения, воспламенение рабочей смеси . Признаком значительного перегрева свечи служат белый цвет нижней части теплового конуса изолятора и оплавление глазури изолятора и металла центрального электрода. Характерными внешними признаками калильного зажигания являются звонкие стуки, напоминающие детонацию, а также более или менее длительная работа двигателя на малых частотах вращения коленчатого вала при холостом ходу с выключенным зажиганием, падение мощности двигателя.

Для обеспечения оптимальной температуры изолятора необходимо, чтобы свеча обладала определенной теплоотдачей. Так как в камерах сгорания различных двигателей выделяется различное количество тепла, для них потребуются свечи с различной теплоотдачей.

Правильно подобранная по тепловой характеристике свеча должна иметь слега закопченную рабочую камеру корпуса и чистую юбку коричневого цвета. Следует помнить, что после длительной работы двигателя на холостом ходу при малой частоте вращения коленчатого вала на свече всегда появляется увеличенный слой нагара.

Теплоотдача свечей определяется в основном длиной теплового конуса изолятора. Характеристикой тепловых качеств свечей зажигания является калильное число. Чем больше калильное число, тем меньше длина теплового конуса изолятора и больше теплоотдача свечи. Горячими называют свечи с малой теплоотдачей. Они предназначены для тихоходных двигателей с небольшой степенью сжатия. Свечи с большой теплоотдачей называют холодными. Они устанавливаются на быстроходные двигатели с высокой степенью сжатия.

При эксплуатации свечей следует поддерживать величину искрового промежутка в соответствии с заводской инструкцией, замеряя искровой промежуток при помощи круглого щупа (см.рис ).


Перед установкой в двигатель желательно смазать графитовой смазкой резьбу свечи для предохранения от пригорания. Свечу следует завертывать до начала деформации уплотняющего кольца либо с предписанным моментом затяжки, использую динамометрический ключ. Более сильное завертывание может привести к повреждению резьбы и нарушению герметичности свечи.

Срок службы свечей зажигания в значительной степени определяется режимами и условиями эксплуатации автомобилей. При работе двигателей с повышенными нагрузками, которые характеризуются полным использованием грузоподъемности автомобиля, высоким скоростным режимом движения, тяжелыми дорожными условиями, нагрузка на свечи возрастает, что приводит к снижению их срока службы. Кроме того, свечи быстрее выходят из строя при применении топлива с октановым числом, не соответствующим инструкциям эксплуатации.

Большой нагрузке подвергаются свечи в режиме, так называемой, городской эксплуатации. Это и частые циклы пуск-остановка двигателя, и движение на автомобиле с неустановившимся тепловым режимом (не достигая 80-95°С), т.е. на непрогретом двигателе, и различные режимы работы двигателя -- от малых оборотов к большим и обратно.