Истец купил автомобиль в России в 2014 году, двигатель 2.0d. Сразу после покупки на панели появились ошибки чек-энжин и стала плохо тянуть машина. Он обратился на СТО с этой проблемой. Ему проблему устранили, уведомив, что проблема была в заниженной подаче топлива в форсунках. После устранения данной проблема возникла другая, появилась ошибка связанная с сажевым фильтром, предельное накопление твердых частиц и невозможность регенерации.
Согласно ответа официального дилера Mercedes в РБ: «Регенерация сажевого фильтра. Электронный блок управления (ЭБУ) системы впрыска производит восстановление сажевого фильтра через периодическое увеличение температуры выхлопных газов (около 550 оС), таким образом частички сажи, накопившиеся в фильтре перегорают преимущественно в С02. Оставшаяся зола остается в фильтре. Во время регенерации ЭБУ впрыска контролирует температуру выхлопных газов через датчик температуры перед сажевым фильтром (начиная с 11.2004) и после него через нижний датчик температуры. Датчик дифференциального давления определяет разность давлений выпускных газов до и после сажевого фильтра. ЭБУ впрыска сравнивает эти показания с базовыми и рассчитывает степень накопления золы и сажи в сажевом фильтре. Если загрузка сажей превышает базовую величину, ЭБУ впрыска запускает фазу регенерации (при соблюдении заданных условий): 2. Условия запуска регенерации: 1. Скорость автомобиля более 10 км/ч; 2. Температура выхлопных газов более 150оС; 3. Уровень топлива в баке более резервного; 4. Обороты двигателя менее 4000 об/мин; 5. Отсутствие ошибок неисправностей в памяти; 3. Увеличение температуры выхлопных газов. Интервалы регенерации зависят от температуры и могут быть значительно уменьшены с увеличением температуры выхлопных газов: - для 575оС примерно 1000сек; - для 600оС примерно 600сек; - для 660оС примерно 400сек… …5. Защита двигателя и турбины. Для предотвращения повреждения двигателя и турбины из-за перегрева (если сажевый фильтр перегружен), температура выхлопных газов перед турбиной (с 12/2004) и давление выхлопных газов (в канале рециркуляции) находятся под наблюдением (ЭБУ). Если температура или давление выхлопных газов окажется слишком высоким, то ЭБУ впрыска уменьшит давление наддува и количество впрыскиваемого топлива, чтобы защитить турбину и двигатель. 6. Обслуживание. Замена сажевого фильтра производится при пробеге свыше 100 000км. Когда наполнение сажевого фильтра золой достигает максимального уровня (примерно 100%), на многофункциональном дисплее появляется следующее сообщение: «Проведите техническое обслуживание сажевого фильтра. Посетите мастерскую». Сажевый фильтр должен быть заменен. Система DPF работает без добавок…», л.д. 98: «…Проведение прожига сажевого фильтра в условиях мастерской заводом-изготовителем на неподвижном автомобиле запрещено и при использовании штатного диагностического оборудования невозможно. Инициирование прожига сажевого фильтра во время движения автомобиля при помощи штатного диагностического оборудования возможно при соблюдении ряда условия (иногда доступ к данной процедуре может быть защищен паролем). Инициирование прожига сажевого фильтра иногда необходимо задействовать после выполнения ремонта компонентов системы управления ДВС либо выхлопной системы, по причине неисправности которых процесс прожига не мог быть запущен блоком управления ДВС автоматически…», л.д. 129: «…- регламент периодичности регенерации («прожига») сажевого фильтра заводом-изготовителем не установлен. Выполнение данной процедуры выполняется без участия водителя: блок управления двигателем инициирует процедуру регенерации на основании измеренных входных параметров. Она происходит при соблюдении рамочных условий во время движения, при этом водитель никакого оповещения не получает и в процедуре не участвует. Регенерация сажевого фильтра в условиях мастерской производителем запрещена и в случае применения штатного диагностического оборудования невозможна».
Мастер проводивший ремонт сообщил следующее:«… В день возникновения пожара я где-то за 20 минут до него я заправил автомобиль на заправке и поехал к себе в гараж. 23.03.2015 я прописал коды форсунок в электронном блоке управления двигателем автомобиля, после чего работа двигателя стабилизировалась. Однако появились коды неисправности, связанные с необходимостью регенерации сажевого фильтра… … На следующий день, убедившись, что вышеуказанные коды неисправностей не стираются, я поехал заправляться топливом на заправку. Т.к. процесс регенерации восстановления сажевого фильтра требует наличие в топливном баке 1/3 от ёмкости бака. Когда я приехал к месту парковки, остановился и обнаружил наличие синеватого дыма идущего из-под машины. Так как наличие данного дыма характерно для процесса регенерации, и зная, что дым обычно идет из выхлопной трубы и что сильным ветром, который в то время был на улице, его может сносить, я не придал никакого значения, что данный дым исходит и из-под передней части автомобиля…».
В ходе проведения экспертизы было установлено, что с технической точки зрения, при условии исправности электронного блока управления автомобиля, совокупность данных обстоятельств наиболее вероятно свидетельствует о принудительном запуске системы регенерации фильтра в ходе развития рассматриваемого происшествия.
Т.е. причиной возгорания автомобиля стал принудительный запуск системы регенерации фильтра на неподвижном автомобиля.
Пресс-служба Комитета судебных экспертиз Республики Беларусь